
Искусственное укрепление грунтов

Современный мир диктует необходимость прогрессивного изменения традиционных дорожных конструкций для обеспечения их повышенной надёжности, снижения материалоёмкости, технологичности строительства, а также в целях ремонтопригодности конструктивных элементов. Инновацией в области искусственного укрепления оснований в дорожном строительстве является геосинтетический материал - бентонитовый мат. Он обладает уникальными технологическим и эксплуатационными свойствами: самовосстанавливается при поверждении, прочен, долговечен, не требует сварки стыковочных соединений, укладывается при любых погодных условиях.
Бентонитовый мат представляет собой трехслойную систему. Наружные слои изготавливают из рулонных геотекстилей - тканого и нетканого с возможностью дополнительного слоя геомембраны. Слои соединены между собой равномерно по площади гибкими связями, составляя иглопробивной каркас материала. Внутренний слой - это гранулы природного бетонита. При набухании они становятся водонепроницаемыми и позволяют сохранить противофильтрационные характеристики неизменными в течение всего периода эксплуатации.
Впервые бентонитовые геосинтетики были применены в 80-х годах прошлого столетия в Соединенных Штатах для резервного слоя геомембраны.
Первоначально область применения бентонитовых геосинтетических материалов в России ограничивалась устройством полностью водонепроницаемых элементов геотехнических конструкций, таких как гидротехнические сооружения (ирригационные и судоходные каналы, противоэрозионные системы, водохранилища, оросительные и пожарные водоемы) и полигоны для захоронения отходов. Но в последнее время, благодаря исключительной эффективности и надежности бентонитовых геокомпозиций, произошло существенное расширение сферы их использования.
Сейчас их стали закладывать в проектах в качестве материала для укрепления откосной части высоких насыпей и выемок автомобильных дорог, в том числе на пойменных участках и при необходимости стабилизации грунтов земляного полотна.
Наибольшие перспективы имеет использование бентонитовых матов при строительстве автомобильных дорог на слабых грунтах (болотах, грунтах повышенной влажности, переувлажненных), а также в районах со сложными инженерно-геологическими и климатическими условиями (например, в Западной Сибири, районах с распространением вечномерзлых грунтов, грунтов повышенной влажности)
Поскольку практика применения геосинтетических бентонитовых материалов на заболоченных территориях (а это более 10% территории страны) и на территориях распространения вечномерзлых грунтов (65% территории страны) пока небольшая, сведений в научно-технической литературе, а также нормативно-технической базы и методик расчета практически нет.
Это сдерживает широкое внедрение бентонитовых матов, что приводит к существенному удорожанию дорожного строительства на территории Западной Сибири.
Безусловно, сначала требуется опытное подтверждение их эффективности на экспериментальном участке дороги посредством мониторинга результатов.
И наша компания «БентИзол» смогла организовать исследовательскую работу благодаря компетенции технических специалистов и собственной испытательной аттестованной лаборатории. Нами уже запущен процесс проведения опытно-промышленных испытаний, результатом чего должен стать нормативно-методический документ, который позволит начать массовое применение бентонитовых матов в дорожном строительстве на слабых грунтах и в условиях вечной мерзлоты.
Хочу акцентировать внимание на заводе «БентИзол». Это новое предприятие производительностью 6-7 млн. м2 в год входит в группу компаний «Бентонит», которая на протяжении 15 лет добывает и перерабатывает бентонитовую глину и непрерывно разрабатывает новые продукты на ее основе. В качестве сырья мы используем бентонит, добытый на собственных месторождениях: активированный кальциевый бентонит Курганской области, Хакасии и природный натриевый бентонит Азербайджана. Продукция имеет сертификат соответствия ГОСТ Р и экологический сертификат безопасности.
Система производства и контроля качества прошла сертификацию по ГОСТ ISO 9001-2015 (ISO 9001:2015) и Европейскую сертификацию в Instytut Techniki Budowlanej (Польша).