
Методы строительства дорог в сложных гидрогеологических условиях. Опыт трассы «Таврида»

Улучшение качественного состояния дорог в России - капитально ремонтируемых, строящихся и вновь проектируемых, напрямую зависят от целого ряда факторов, таких как местные гидрогеологические условия, качество проектирования и использования при этом инновационных материалов и передовых технологий строительства. Ведь ни для кого ни секрет, что климат России имеет особую дифференциацию, несравнимую ни с одной другой страной мира. Это объясняется широкой протяжённостью страны по Евразии, неоднородностью расположения водоёмов и большим разнообразием рельефа: от высокогорных пиков до равнин, лежащих ниже уровня моря. К слову сказать, самое большое в мире Васюганское болото площадью 53 тыс. м2 также находится на территории России. Всё это обуславливает особые условия эксплуатации и проектирования объектов дорожного строительства
Одной из основных причин разрушения грунтовых оснований дорог, их размывов, обрушений, пучения и других подобных явлений, как правило, является высокая степень фильтрации, или насыщения влагой. Строя дорогу, мы изменяем местные гидрологические условия. При этом в массиве карстовых и суффозионных грунтов подземная вода при фильтрации совершает разрушительную работу - из пород вымываются составляющие их частицы. Это сопровождается оседанием поверхности земляного полотна, его провалами и образованием воронок.
Решить проблему карстооброзования возможно с помощью такого инновационного технического решения как гибкий ростверк. Конструкция гибкого ростверка предполагает одновременное применение современных геосинтетических материалов, таких как силовая ткань и бентонитовый мат. Их комбинация позволяет создать саморегулируемую систему восприятия нагрузок и их пропорционального распределения на грунт основания и оголовки свай. Функция гидроизоляционного слоя, в данном случае, призвано предотвратить фильтрацию и миграцию воды под дорожным основанием в зону развития опасных геологических процессов.
Полную версию статьи читайте на страницах журнала "Автомобильные дороги", № 11, 2020 г.